Тай Ци Цуань, или Тай-Цзи Цюань, является поистине замечательным искусством. Однако для более чем 90% практикующихся доступны лишь 10% его потенциальных возможностей. Цель данного руководства — не только закрепление уже имеющихся у читателей навыков, но и предоставление информации для желающих преодо­леть десятипроцентный барьер.


Тем же, кто впервые столкнулся с Тай-Цзи Цюань, следует знать, что данное искусство является проверен­ной временем утонченной системой упражнений для тела, разума и управления потоком энергии. Тай-Цзи одинаково подходит для укрепления здоровья, продления жизни, самообороны, улучшения умственных способно­стей и духовного развития. Техника равно хороша для всех людей, независимо от их расовой, культурной и религиозной принадлежности. Совершенно справедливо Тай-Цзи Цюань называют «поэзией движения», но было бы ошибкой прислушиваться к мнениям, трактующим искусство как «бой с тенью» или «медленную гимна­стику». Первое определение наиболее точно передает красоту и изящество Тай-Цзи Цюань, в то время как «бой с тенью» и «медленная гимнастика» свидетель­ствуют о поверхностном понимании истинных глубин и философии искусства.


Несмотря на сложность и разнообразие аспектов применения Тай-Цзи, новичку не потребуется никаких предварительных знаний. При этом следует иметь в виду, что, если вы намерены овладеть всеми преиму­ществами данного искусства, ни одна книга не заме­нит последовательной и постоянной тренировки. Это руководство поможет ученику получить бесценную ин­формацию о накопленной веками мудрости великих мастеров Тай-Цзи Цюань, но без практического приме­нения знания пропадут втуне, вы сможете с умным видом обсуждать достоинства стиля Тай-Цзи Цюань с друзьями и, возможно, будете способны давать некоторые по­лезные советы практикам, но те силы и здоровье, грация и свежесть мысли, которые они обретут, не бу­дут доступны вам самим.


Книга представляет собой своего рода самоучитель. Однако следует оговориться, что овладение наиболее про­двинутыми техниками, такими как использование энергетики и контроля за разумом, предполагает при­сутствие опытного наставника. В то же время новичок должен осознавать, что бесконечное разнообразие едва уловимых движений и приемов, разучиваемых в нача­ле обучения, также делает необходимым присутствие учителя. В большинстве случаев новички стараются форсировать процесс получения базовых навыков, что является наиболее распространенной ошибкой. Существу­ет один «золотой» принцип, с которым согласится лю­бой мастер: терпеливая и последовательная тренировка. Все основные приемы прошли проверку временем. Когда о той или иной технике говорят как об эффек­тивной, то это значит, что в ее результативности убедились тысячи и тысячи мастеров, а ваша личная не­удача свидетельствует лишь о том, что при ее изуче­нии вы уделили недостаточно внимания базовым прин­ципам или проявили излишнюю поспешность в трени­ровках.


Как бы там ни было, терпеливая и последовательная тренировка не означает, что ученик должен слепо и бездумно заучивать то или иное движение. Если изу­чающий Тай-Цзи Цюань в течение нескольких лет не ощущает реальных результатов от тренировок, то есть его тело остается слабым, психика нестабильной, а ра­зум вялым, такому ученику/ученице следует призаду­маться о собственных умственных способностях и либо направить свои усилия в другое русло, либо обратиться к другим наставникам или источникам информации. Как правило, занимающиеся по правильной методике люди уже через год достигают ощутимых результатов. Тай-Цзи Цюань является эффективным искусством са­мообороны. Мастера боевых единоборств смогут убедиться в том, что в отличие от других техник, где любой физический контакт предпо­лагает получение тех или иных повреждений для лю­бого из участников схватки, тактические приемы Тай-Цзи Цюань позволяют остаться невредимым даже проиг­равшему бой.


Великие мастера Тай-Цзи Цюань особо подчеркивали доминирующее значение внутренних, глубинных аспек­тов искусства по сравнению с его внешними проявле­ниями. Как правило, большинство учеников знают об этом, но лишь единицы осознают смысл этой концеп­ции, не говоря уже о практическом ее применении. Искусство Тай-Цзи осознает, что каждое движение служит проявлением внутренней си­лы и дисциплины ума. Богатое философское наследие Тай-Цзи Цюань, вы­раженное, как правило, в поэтической форме (образ­чики которой вы также найдете в этой книге), не умаляет основного предназначения искусства - его бое­вого аспекта и, что более важно - практического применения системы в повседневной жизни. Другими словами, если после 20 лет тренировок вы не можете постоять за себя, или все еще не в силах справиться со вспышками гнева, или ваша физическая форма застав­ляет желать лучшего (вне зависимости от возраста), знайте - вы зря потеряли драгоценное время. Книга объ­яснит почему и научит пользоваться преимуществами Тай-Цзи на благо здоровью, работе и отдыху.


Многие люди, особенно на Западе, удивляются, уз­нав, что Тай-Цзи является боевым искусством; еще боль­шее недоумение вызывает тот факт, что первоначаль­ной целью системы был духовный рост человека, вне зависимости от того, был ли он верующим или стра­дал отсутствием веры. Тай-Цзи Цюань является самым замечательным боевым искусством в мире. В этой главе приводятся аргументы в пользу этого утверждения, и если ваш личный опыт не доказал этого на деле, вы, по крайней мере, пой­мете, чего вам недостает. Из последующих глав вы узнаете, как достичь максимального успеха в примене­нии техники Тай-Цзи.


Бытует ошибочное представление о том, что это искусство не является боевым по определению; в дей­ствительности оно чрезвычайно эффективно в едино­борствах с точки зрения как техники, так и своей бо­евой мощи. Наиболее примечательно, что при помощи всего лишь нескольких приемов Тай-Цзи можно защи­тить себя от практически любого вида физической аг­рессии!

Вам нет необходимости разучивать бесчисленное мно­жество боевых техник — старые мастера позаботились о том, чтобы сократить количество приемов примерно до двадцати способов отражения любой атаки. Универ­сальность системы объясняется тем, что при ее помощи можно противостоять всем четырем основным категори­ям нападения: ударам рук, ног, броскам и захватам.


Слабым местом поклонников других боевых ис­кусств является то, что они порой оказываются бессильны против отдельных, не входящих в систему их подготов­ки приемов нападения. Так, приверженец каратэ, при­выкший в основном действовать руками, будет испы­тывать сложности в поединке с мастером Таэ-Квон До или таиландского (сиамского) бокса, поскольку техни­ка ударов ногами в каратэ располагает весьма ограни­ченным набором приемов. В свою очередь, специалист по Таэ-Квон До встретит неудобства в единоборстве с дзюдоистом, так как техника бросков, привычная для соперника, в Таэ-Квон До используется редко. Следуя той же логике, можно сказать о неприятных минутах, ко­торые испытает поклонник дзюдо при противодействии ударам ног специалиста по Таэ-Квон До или технике рук каратиста, так как арсенал блокирующих приемов дзюдо в данном случае весьма ограничен. Итак, перед вами два пути: первый — изучить все виды боевых единоборств, второй — заняться изучением Тай-Цзи Цюань. Второй путь предпочтительнее не только потому, что он наименее трудоемок, но и потому, что Тай-Цзи дает ряд преимуществ, которых не найти в других ви­дах боевого искусства.


Ни одно из перечисленных единоборств не дает такой потрясающей возможности контроля за силой. Мастер Тай-Цзи Цюань способен нанести противнику смертельное увечье, не оставив на его теле ни ма­лейшего следа, в то время как травмы, возникающие в результате поединков адептов других школ, сами по себе свидетельствуют о жестокости и неприглядности этих боевых техник и их поклонников. Обычно масте­ра Тай-Цзи Цюань не бьют своих соперников: во-первых; потому, что система их тренировки рассчитана на достижение полного спокойствия, а не ярости в бою; во-вторых, то изящество, с которым они проводят поединок и побеждают противника, едва ли достижи­мо в большинстве других боевых искусств. Например, для них не представляет труда отшвырнуть оппонента на несколько футов и обеспечить себе чистую победу, не причиняя ему ощутимого вреда. В некоторых других школах, напротив, все делается для того, чтобы вызвать максимальный всплеск агрессии во время боя, и для того, чтобы обеспечить себе победу, соперники зачас­тую ломают друг другу кости и разбивают головы. враждебность, даже во время тренировочных спаррингов (поединков) между учениками. Совсем не редко можно услышать, как тот или иной инструктор выкрикивает нечто вроде: «Врежь ему, убей его!» По­этому не удивительно, что подопечные такого «специ­алиста» покидают занятия в синяках и ушибах, затаив высокомерие и ненависть в сердце. Неприемлемая прак­тика такого рода полностью отсутствует на занятиях по Тай-Цзи Цюань вовсе не потому, что приверженцы этой школы рождены более гуманными людьми, но вследствие того, что сама суть тренировочного про­цесса направлена на достижение спокойствия, а агрес­сивные и эгоистические мысли ученика будут рабо­тать против него самого.